«Королева свинга в Сургуте» Стефани Наказян поэкспериментировала для сургутян

Газета «Сургутская трибуна»

от 15.10.2008 г.

«Королева свинга в Сургуте»

Стефани Наказян поэкспериментировала для сургутян

Свинги бывают разные – вспомнил я перед самым началом концерта известной джазовой певицы Стефани Наказян и трио Валерия Гроховского, когда в зале кто-то из молодых людей за моей спиной вполголоса произнес: «А где же свингеры?». Впрочем, о последних, шатких в моральном отношении любителей случайных связей, можно было сразу забыть: королева свинга свое выступление на этот раз посвятила семейным ценностям.

Американская джазменша, похоже, так далеко на север еще никогда не забиралась. В прошлом году вместе с нашим соотечетсвенником и всемирно известным пианистом Валерием Гроховским она посетила Москуву, Тверь и Обнинск. В Сургут музыканты приехали уже сформировавшимся коллективом. Эта великолепная пятерка – трио Гроховского (маэстро + Александр Зингер (ударные) и Владимир Кольцов-Крутов (контрабас), сама королева свинга и ее супруг – Ховард О’Брайен (фортепиано) – уже давно и замечательно спелись.

В Сургут они привезли свою коронную, но все ж таки слегка измененную с учетом российских реалий программу. Во-первых, концерт был посвящен объявленному в нашей стране Году семьи. Эта тема заставила музыкантов разоткровенничаться перед слушателями, собравшимися в театре СурГУ, и рассказать о своих собственных семьях. Поскольку сама королева свинга и ее муж по-русски знают всего лишь одно слово «спасибо», семейные тайны супругов выдавал их творческий организатор Валерий Гроховский.

Суда даже по одной фамилии королевы свинга, можно догадаться, что ее семейные корни по батюшке где-то здесь – если не в самой России, то в соседней Армении. Как выяснилось, на самом деле Советский Союз для нее – историческая родина не только по папе, но и по маме, которая родом с Украины. Кстати, принадлежность Стефани «нашему» менталитету ощущалась на протяжении всего концерта. Действительно, настолько эмоциональным может быть только наш человек. Вместе с тем вся эта генеалогия не мешает певице быть истинной американкой: ведь ей удалось стать королевой свинга на родине джазовой музыки и затмить своим уникальным и, как говорят, чисто американским стилем все остальные свингующие звезды. В свинге ей на сегодняшний день нет равных, признает Биографическая энциклопедия джаза США.

Стефани, которая начинала свою творческую карьеру в 1980-е годы под руководством знаменитого Джона Хендрикса, сегодня известна на весь мир, ее знают везде, где играют джаз. Муж Стефани – Ховард О’Брайен – также достаточно известный в джазовых кругах музыкант. Вместе они живут уже более 30 лет, вместе, как правило и выступают. Их 17-летняя дочь собирается продолжить династию и так же, как и мама, поет джаз. Неизвестно только, обладает ли она таким же удивительным голосом? Хорошо, если бы она в этом отношении пошла в маму.

Своеобразие знаменитого голоса Стефани Наказян сургутяне слушали на протяжении двух часов. Что ни говори, это был бесценный подарок, который Сургутская филармония преподнесла нашему, сравнительно избалованному и, надо сказать, взыскательному слушателю. Думается, что люди оценили это по достоинству. По крайней мере, несмотря на дороговизну билетов (до тысячи рублей за место), зал театра СурГУ, где происходило действо, был практически полон.

Что можно сказать о голосе Стефани? Его нужно просто услышать, воспринять на слух эти удивительные тональные переходы и оценить их очарование. Свинг в отношении к джазу в основном понимают как сопровождающий, характерно «покачивающийся» танец. Но у Стефани свинг – это не только танец тела, это еще и танец голоса. Это своеобразные тональные покачивания – с одной стороны, демонстрирующие уникальные акустические способности певицы, а с другой – не нарушающие общей музыкальной симфонии.

Слушая Стефани, ощущаешь, что в природе просто нет таких звуков, которые она не может воспроизвести своим голосом. Это и пение птиц, и порыв осеннего ветра, и падающие с деревьев листья. Это, наконец, и непревзойденное подражание музыкальным инструментам. Соло королевы свинга на несуществующем тромбоне вызвало самые громкие аплодисменты зала в тот вечер. Наверное, певице можно было бы выступать вообще без аккомпанирующей инструментальной группы – в ее голосовом оркестре, как выяснилось позже, не один и не два, а не менее десятка «музыкальных инструментов», которые она то и дело добавляла к игре своих коллег. Чем дальше, тем свободнее вела себя на сцене певица. И, казалось, все чаще откроено импровизировала, за что и вызвала благодарные выкрики из зала в конце программы.

- Джаз – это прекрасный эксперимент! – под занавес по-английски поделилась своими взглядами на музыку королева свинга с благодарными слушателями.

Дмитрий Карелин

Справка: в Штатах творческим коньком королевы свинга Стефани Наказян считают ее удивительную способность имитировать голосом звучание различных музыкальных инструментов. Биографическая энциклопедия джаза США на сегодняшний день называет солистку одной из ведущих джазовых певиц мира.

Мы используем cookie, чтобы сайт был лучше для вас.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")