Михайловский струнный квартет: просто, со смыслом, для души

Очередной концерт в рамках «60 параллели» отметил дни рождения сразу трех величайших композиторов России.

За последнее время глобальные треволнения зацепили если не весь мир, так его европейскую часть уж точно. Будем откровенны: каждый из нас стал жертвой бесконечной информационной лжи, так широко и откровенно пропагандируемой СМИ. И в эпоху царей, и по сегодняшний день незыблемым и постоянным оставалось лишь искусство. Музыка — как один из трех китов, на которых стоит прекрасное, — всегда дарила надежду, окрыляла и успокаивала, была верным нашим спутником в мирное и тяжелое время.

Я встречаю уже вторую осень (хотя вернее было бы сказать уже зиму) в Сургуте. Единственной причиной полюбить это время года для меня стал фестиваль искусств «60 параллель». Это потрясающее мероприятие уже третий год подряд служит твердым примером того, что искусство не стоит на месте: оно развивается и совершенствуется, создавая новые формы и направления, базируясь при этом на одной прочной основе — человеческой фантазии.

Очередным перформансом на повестке фестиваля был концерт гостей из нашей культурной столицы — Михайловского струнного квартета, который подготовил специально для сургутян особую программу. Но сначала немного о самых музыкантах.

Михайловский квартет был основан в 2011 году по инициативе молодых музыкантов и при поддержке одного из лучших виолончелистов и заслуженного артиста РФ Вадима Мессермана. В составе ансамбля — музыканты-исполнители оркестра Михайловского театра (Санкт-Петербург) и Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Нелишним будет упомянуть, что каждый из музыкантов играл в составе симфонического оркестра Мариинского театра, что само по себе является громкой заявкой на успех и мировое признание. Так, летом 2012 года коллектив исполнил премьерные сочинения на фестивале Британской музыки в Санкт-Петербурге. Помимо постоянных гастролей, квартет регулярно выступает на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга: Большой и Малый зал филармонии, зал Академической Капеллы, постоянно участвует в престижных городских и международных фестивалях.

Что касается репертуара, то ансамбль любит радовать слух своих почитателей классикой любого сорта — от Венской до современной, ведь классика всегда будет в моде. И уж поверьте, она может быть совсем не скучной! Тем более что для каждого концерта музыканты сами тщательно подбирают композиции, стараясь заинтересовать и привить любовь к шедеврам мировой классики у любого поколения.

Так уж удачно получилось, что зал Сургутской филармонии стал местом празднования дней рождения сразу трех великих композиторов — Чайковского, Свиридова и Глазунова. В первом отделении нас ждали пять новелетт для струнного квартета Александра Глазунова, которые квартет не исполнял еще ни в одном городе. По словам Бориса Баринова (альт), это произведение вообще очень редко играют, но это отнюдь не убавляет его красоты.

На протяжении всех пяти партий (испанской, ориентальной — которая, кстати, больше напоминала традиционную ирландскую музыку — интерлюдии в дорийском ладе, русского вальса и венгерской) сотни глаз были прикованы к сцене, и каждый готов был пуститься в пляс, потому что ожидаемое заунывное пиликанье на струнах обернулось эдаким задорным мотивом, который призывал встать с кресла и водить хороводы. Видимо, музыканты действительно захотели почтить память великого композитора в духе настоящего дня рождения, когда все улыбаются и танцуют. А вот «Andante cantabile» Чайковского немного приглушила задор и перенастроила на умиротворенное состояние, когда лишь хочется сидеть и внимать такой откровенной и знакомой, благодаря первым аккордам, мелодии... Произведение заставляет вспомнить былое и подумать о настоящем, открыться самому себе и подумать о смысле бытия.

Второе отделение нам приготовило произведение одного из величайших композиторов советского времени Георгия Свиридова «Квартет для двух скрипок, альта и виолончели», которое считается одним из важнейших произведений камерной музыки. Поскольку композиция датируется 1945-м, ее мелодия имеет некий строгий и грозный посыл, верно передавая атмосферу тех смутных и тяжелых времен. Напоследок же музыканты подарили нам одну из чудных мелодий, написанных современным молодым композитором Муратом Кабардоковым специально для кинокартины «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией» режиссера Сокурова. Она же стала чудеснейшим апофеозом вечера и пробудила еще большую любовь к этому замечательному коллективу. Теперь есть еще один повод вернуться в Санкт-Петербург.

«60 Параллель» продолжает приятно удивлять и радовать — ну а я с нетерпением жду загадочных гостей с Фарерских островов!
Мы используем cookie, чтобы сайт был лучше для вас.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")