Фарерский фурор

Когда-то словосочетание «Фарерские острова» ни о чем не говорило сургутянам, но после фестиваля «60 параллель» в 2013 году все круто изменилось. Именно тогда в Сургутской филармонии выступила певица Айвёр, чей ангельский голос вызвал воистину массовый приступ восторга, порой граничащего с благоговейным психозом. А год спустя, по меткому выражению шеф-редактора siapress.ru Юрия Нуреева, горожан заколыбелила Гури Хансдоттир.

В итоге самобытная и нерастиражированная культура датских островов так понравилась людям, что единичные выступления в рамках «60 параллели» переросли в целый арт-фестиваль «Фарерские острова ближе, чем ты думаешь»,который, к слову, распространился далеко за пределы нашего города.
«Идея пришла нам в голову совместно с представительством Фарерских островов в России, недавно открывшимся в Москве, — рассказывает директор арт-фестиваля Антон Ковальский. — Это удивительная история, потому что фестиваль красивой маленькой страны, проводящийся в другой стране, — явление необычное».

И вот первый фарерский фестиваль добрался до Сургута. Два счастливых дня, девять талантливых музыкантов. Началась эра Фарер.

День первый

Первыми на сургутской сцене выступили музыканты из группы Yggdrasil. Лидер группы Кристиан Блак, несмотря на почтенный возраст, еще даст фору многим представителям молодежи. Похожий на доброго, но лукавого Санту, он выплеснул в зал такой музыкальный коктейль, что консерваторы вздрогнули. Напористый контемпорари-джаз смешался с фолком, смелыми экспериментами и сказочными завываниями в микрофон. Этнический дуэт Кристиана и лянторской певицы Веры Кондратьевой пошел на ура, а зрители после концерта долго еще не могли отвязаться от песенки «хэй-йо», ну никак не желавшей выходить из головы. Нужно отметить уникальный для Сургутской филармонии перфоманс: во время выступления фарерцев местная художница Елена Сухова рисовала картину в режиме онлайн. К слову, именно она является автором древа жизни, красовавшегося над сценой во время выступления группы. В целом первый день арт-фестивался оказался на редкость оригинальным, местами дерзким и главное — интересным.

День второй

Второе пришествие фарерских музыкантов на сургутскую сцену получилось лиричным, мелодичным и более понятным простому слушателю. Минимум подвыподвертов и максимум подкупающей душевности. Хотя один милый подвыподверт все же был: концерт начался с выступления сургутянки Алены Поль, использовавшей для пущей красоты и глубины песен прием лайв-лупинг, во время которого происходит запись и воспроизведение закольцованных мелодий или слов в реальном времени при помощи спецустройств.

А Сусанна Херольвсдоттир приятно удивила своим тембром с хрипотцой. Радует, что она совсем не похожа на предыдущих фарерских нимф, приезжавших в наш город. Мариус Зиска заворожил проникновенным пением, вызывающим ассоциации то ли с Томом Йорком из Radiohead, то ли с Крисом Мартином из Coldplay.

И в первый, и во второй день фестиваля люди провожали музыкантов стоя и звали спеть на бис, а после быстрыми шагами спешили в холл за дисками и автографами.

Помощник главы представительства Фарерских островов в России Анастасия Новобранова во время онлайн-конференции на siapress.ru поделилась: «Мы, конечно, понимаем, что наша страна находится где-то очень далеко, но мы хотим стать ближе в культурном плане». И они стали.

А вот три небольших интервью с замечательными фарерскими музыкантами, которые, кстати, стали гостями студии siapress.ru:

Кристиан Блак, лидер группы Yggdrasil, президент российского арт-фестиваля «Фарерские острова ближе, чем ты думаешь», директор лейбла TUTL:

— Какими вам кажутся русские люди?

— Очень дружеский народ, легкий в общении. И проявляющий интерес к необычной музыке.

— Есть ли у вас кумиры в джазе? Какие у вас вообще предпочтения в музыке?

— Я выступаю в направлениях джаза, классической музыки и фолка. В классической музыке очень нравятся венгерские композиторы, в фолке — шотландские. Нравятся Луи Армстронг и вообще исполнители прошлого поколения. Склоняюсь к этническому джазу, уходя от афроамериканского. Я играю эскимосский джаз.

— Я знаю, что вы выступаете в разных необычных местах: пещерах, гротах… Почему? Может быть, акустика там особенная?

— Выбор основывается именно на том, что это необыкновенные места. Это не только акустика, но и живой звук. Помимо записи криков птиц мы записали и шумы океана, перелив волн и использовали все эти звуки на концертах. Но потом пришло в голову, что можно не записывать эти звуки, а выступать в их окружении. Мы отыскали замечательный грот, пещеру. Сейчас там даем концерты два раза в неделю летом.

— Yggdrasil — это дерево в скандинавской мифологии. Почему вы выбрали такое название для коллектива?

— Yggdrasil сформирован в 1981 году, это были шведские, датские и арабские музыканты. У нас не было имени, было два проекта: первый — это поэзия и музыка, и второй — альбом Ravnating. Мы проехались с туром, оставаясь без названия. Возникла идея с деревом, так как оно представляет собой некий микрокосмос, корни под землей, а само оно тянется к небу. И хотя его и из-под земли и сверху поедали животные, каждый раз оно восстанавливалось, и это было неким конфликтом между дисконструкцией и конструкцией. Меня это вдохновило. И так появилось название.

Сусанна Херольвсдоттир, солистка группы Dottir:

— Ваш проект называется Dottir — «Дочь». Чему посвящено название? Возможно, причина в труднопроизносимости имени? Или в чем-то ином?

— Да, вы правы. Это началось из-за желания несколько упростить произносимость моего имени. Но также в этом названии есть мое самовыражение как девушки с севера, из северной страны.

— Известно, что очень многие жители Фарерских островов музыкальны. Это правда?

— Это так. У меня впечатление, что на Фарерских островах поют все, поют сами острова, и поет каждый на них. Но, возможно, вам известно, что я выросла в Дании, что, однако, не помешало мне начать петь.

— Как часто вы бываете на Фарерских островах? Каким ветром вас туда занесло?

— На Фарерских островах бываю так часто, как могу. Вся моя семья живет там, за исключением мамы, живущей в Дании. Они и есть тот самый ветер, который приносит меня на Фарерские острова.

— Есть ли у вас любимая песня, которой вы настолько восхищаетесь, прямо думаете: «Эх, жаль, что не я ее написала»?

— Есть такая песня, называется «The Words That Maketh Murder» — «Слова, которые убивают» PJ Harvey. Могу слушать ее снова и с­нова.

Мариус Зиска, музыкант:

— Вы правда начали петь в 16 лет, и это произошло благодаря одному из шоу талантов Фарерских островов?

— Это небольшое шоу называлось «Эйфория». Мы выступали в составе группы и участвовали в этом мероприя­тии. Мне тогда действительно было 16 лет. Мы выступили с песней «Mister Headless», она стала хитом и держалась в чартах Фарерских островов в течение пяти недель.

— Что раньше приходит вам на ум при сочинении песни: мелодия или текст?

— Иногда держишь гитару в руках, приходят какие-то два аккорда, и сразу к ним подбираются нужные слова, записываешь их. И дальше весь процесс идет со словами и музыкой. Для меня всегда первой приходит мелодия.

— На какой музыке вы росли?

— В детстве для меня кумиром был отец, я часто слушал его записи. Это были в основном песни 70-х годов: классическая музыка, The Doors, Led Zeppelin, The Beatles. И вплоть до сегодняшнего дня эти пластинки слушаю, они по-прежнему очень близки. Современная музыка меняется, а классика не стареет никогда.

— Знаете кого-то из русских исполнителей? Кто-то нравится вам?

— Сейчас я поставил перед собой задачу № 1 — осведомиться о российской музыке побольше. Для меня важно узнать русскую музыку, ведь она не такая, как та, что звучит в машинах и автобусах. За этим стоит нечто большее.

— Возможно, мы услышим в будущем некие дуэ­ты, подобные тому, что получился у нашей Веры Кондратьевой с Кристианом Блаком?

— Было бы великолепно!

— Смотрю, у вас есть татуировка на руке...Что там?

— Какого-то особого значения у нее нет. Это те несколько лет, когда я исполнял рок, наложили свой след.

— Видимо, дресс-код для рокера…

(смеется) Можно, конечно, и так сказать...
Мы используем cookie, чтобы сайт был лучше для вас.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")