Касса: +7 (3462) 52-18-01 

Все контакты


Версия для слабовидящих

Ноябрь 2017

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

виртуальный зал.gif

1.jpg



87_ugra_web.png

госу.png

ЧЕЛОВЕК–ЭПОХА


На будущей неделе, 28 сентября, в Сургутском краеведческом музее состоится встреча с удивительным человеком, нашим земляком Яковом ЧЕРНЯКОМ. На мероприятии, которое пройдет в формате дружеского общения, Яков Семенович расскажет о своей жизни и работе, а гости поделятся воспоминаниями о тех годах, когда они вместе строили культурную инфраструктуру Сургута. Накануне творческого мероприятия мы встретились с героем творческого вечера и недавним юбиляром, и он любезно поделился с читателями «Сургутских ведомостей» своими воспоминаниями.

И это всё о нём 

Яков Черняк больше 30 лет своей профессиональной деятельности посвятил развитию культуры нашего города, из них 23 года руководил ею. Ему удалось создать новую городскую культурную среду, с новым духовным и эстетическим наполнением. Он заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, кандидат философских наук, кавалер Ордена Дружбы, награжден почетным знаком «За заслуги в развитии Олимпийского движения в России», знаком «За заслуги перед городом Сургутом», «За заслуги перед округом», лауреат премии Тюменского комсомола. А еще он активный общественный деятель, искусный кулинар, профессиональный фехтовальщик, чуткий руководитель, актер театра, бывший чиновник, а ныне директор Сургутской филармонии… Читайте дальше, и вы, как и я, узнаете много нового об этом удивительном человеке.

Ребята с нашего двора 

– Родился я в Советском Союзе, в городе Харькове, – рассказывает Яков Семенович, – помните, мы же все были родом из СССР?! Харьков в те годы был большой индустриальный, научный, студенческий, культурный и промышленный центр Украины. Рос я в самой обычной семье: мама – учительница англий-ского и немецкого языков, а папа был служащим. Жили мы в самом центре города, в очень интересном месте. Наш двор состоял из пары двухэтажных домов еще дореволюционной постройки, которые все называли флигелями, наверное, потому что когда-то в одном из них жил земский врач, а в другом находилась больница. 

На нашем длинном этаже располагались три коммунальные квартиры, в одной из которых и жила семья Черняк. Надо сразу отметить, что никаких особых эмоций в наших коммуналках не витало, как, например, показывают в фильмах про одесские квартиры. Наоборот, это были хорошие, добрососедские отношения, дружеские и человеческие, мы всегда были готовы помочь друг другу. Так что я не понаслышке знаю, что такое жить в коммуне.

Вокруг старинных флигелей высились несколько шестиэтажек, и они были не совсем простые, в них жили сотрудники крупнейшего в Советском Союзе физико-технического института. Это был первый научно-исследовательский институт, на базе которого были проведены первые атомные расщепления, создан первый в СССР синхрофазотрон. Там была просто некая концентрация великих умов: это и Лев Ландау, и Евгений Лифшиц, и Александр Ахиезер, и Антон Вальтер, и многие другие. Профессура, доктора наук, кандидаты, ректора различных вузов, их семьи – это были жильцы нашего двора.

Все мое детство хоть и было совершенно обычным, но прошло в особой атмосфере научной интеллигенции, думаю, что это, безусловно, сказалось на формировании моего мировоззрения и характера. Когда ты каждый день видишь, как идет великий ученый современности, ты общаешься с ним, с его детьми – это ведь накладывает определенное влияние. 

Мушкетеры и политех 

– В школу я пошел с физико-математическим уклоном и никогда не был отличником, но вот хорошистом был уверенным, – делится воспоминаниями наш герой. – Вообще в нашей школе было много талантливых учеников, из которых вышло огромное количество ученых. 

Примерно в пятом или шестом классе к нам в школу пришел тренер Павел Петрович Федотов, его имя я запомнил навсегда, потому что он сыграл значимую роль в моей жизни. Он набирал ребят в детскую фехтовальную школу. О, я сразу же загорелся желанием пойти туда заниматься, ведь к тому времени мне уже были известны подвиги мушкетеров! Как и многие дети того времени, я был читающим ребенком. Будучи уже взрослым, я попытался оценить объемы прочитанного и вышло, что процентов 40 всех прочитанных мною книг приходится именно на школьные годы. Любовь к книгам у меня пошла не только из моей читающей семьи, это еще и благодаря прекрасному библиотекарю школьной библиотеки. Он был очень образованный человек, знал, что и кому, в какой последовательности советовать читать. Он умел формировать шкалу человеческих ценностей, в чем так нуждаются дети, молодежь. Жаль нынешнее поколение, которое не получает этого книжного богатства, которое получили мы… 

Возвращаясь к спорту, расскажу, что именно он предопределил выбор моей будущей профессии. Дело в том, что я человек увлекающийся, а фехтование просто покорило меня, и я довольно быстро достиг неплохих успехов. Уже в восьмом или девятом классе стал чемпионом области, потом Украины, получил звание кандидата в мастера спорта по фехтованию. Спортзал, в котором я занимался, находился в спорткомплексе Харьковского политехнического института, вот именно это обстоятельство и определило выбор вуза после окончания школы. Семь лет я усердно постигал технические науки и параллельно занимался спортом. Успешно закончил энергомашиностроительный факультет и защитил дипломную работу по теме: «Гидравлические системы шагающего экскаватора». Получил распределение в Харьковское конструкторское бюро шлифовальных станков. Я стал инженером-конструктором и десять лет за кульманом чертил чертежи, которые превращались в детали и станки.

Из физиков в лирики 

– Надо отметить, что в студенческие годы у меня возникло еще одно увлечение, которое потом впоследствии стало главным делом моей жизни, – рассказывает Яков Семенович. – Сначала я увлекся студенческим КВН, а потом и театром. Не увлечься им было невозможно, ведь Харьков – город театральный, и с самого детства мама меня водила на спектакли, я рос на них. 

Так вот, наш вуз, поскольку был одним из крупнейших вузов СССР, имел среди прочих строений и Дворец студентов, при котором было несколько студенческих театров. Кстати, интересная деталь: рядом с нашим институтом располагался Художественно-промышленный институт, и там, в то же самое время, что и я в политехе, учились Людмила и Виталий Горда, но тогда я с ними был не знаком. Узнали мы друг друга уже в Сургуте, хотя возможно встречались на одних и тех же дорожках еще в Харькове. 

К нам в институт пришли два молодых актера театра кукол и решили воплотить интересный проект – Театр рук. Суть его была в том, что рука человеческая может выразить все оттенки чувств даже без участия лица, мимики, голоса. Только ширма и рука над ней, которая превращалась в любое образное решение. Это было удивительное творческое время, мы бурлили идеями, много репетировали и ставили. Прошло лет пять, и постепенно наш творческий коллектив покинули его основатели. Один из них, Валерий Вольховский, руководил потом театрами и в Белгороде, и в Воронеже, и в других городах центральной части страны. А Виктор Шрайман стал во главе театра в Магнитогорске. Надо сказать, что это одни из крупнейших режиссеров кукольных театров, и мне посчастливилось с ними не только работать, но и дружить. После того как они разъехались, а это было примерно в 1968 году, руководителем Театра рук стал я. Мы по-прежнему много работали и становились лауреатами всевозможных конкурсов и фестивалей. К нам в театр приезжал даже великий французский мим Марсель Марсо, с которым мы лично встречались. Действуя на сцене только руками, мы не боялись сложных работ. Вспоминаю, ставили по произведению Максима Горького «Песня о Буревестнике» вместе с Юрием Энтиным (не путать с поэтом-однофамильцем), замечательный спектакль. (Хочется вставить авторскую ремарку. Рассказывая об этом эпизоде, Яков Семенович увлеченно жестикулировал, и его руки просто по волшебству превратились в летящую птицу. А он даже не обратил на это внимания!)

Не могу не рассказать и о других замечательных театрах нашего вуза. Кроме нашего Театра рук, там был еще Театр чтеца, которым руководил Гарри Черняховский, тот самый, что впоследствии работал с Михаилом Ульяновым, был известным вахтанговским режиссером. Потом он уехал в Нью-Йорк и преподавал в джульярдской школе искусств. Это была ярчайшая личность, он уже ушел из жизни. Не так давно мы вспоминали его с актрисой Юлией Рутберг, которая просто не могла сдержать слез, когда зашел разговор о нем. 

Еще у нас был Театр теней «Силуэт», которым руководил Владимир Фокин. Он сейчас профессор ВГИКа, кинорежиссер. А его старший брат Евгений Фокин работал в Сургуте, к нему-то я поехал на Север, но об этом чуть позже. Не менее известен и любим был Театр эстрады, которым руководил в те годы Аркадий Инин. Сейчас его все знают как сценариста, писателя-юмориста, а я его знаю еще и как своего друга. Я не зря рассказал про этих людей, потому что мы были технарями по профессии, но людьми творчества по призванию.

Запах тайги манил

 – Так шли годы, – вспоминает Яков Черняк, – днем я исполнял свои обязанности в конструкторском бюро, где все четко и точно, а вечером было творчество, где много экспериментов, идей, ну и, конечно же, оставался в моей жизни спорт. Кроме того, в этот период у меня появилось еще одно увлечение, которое стало частью меня, которому я отдавал свое время и душу – летом был старшим пионервожатым в летнем детском лагере, принадлежавшем нашему КБ. 

Мой друг Евгений Фокин уже несколько лет жил в Сургуте и рассказывал, что это место чуть ли Клондайк и чудесное Эльдорадо вместе взятые. Я решился поехать в Сургут пока один, на разведку. Перед этой поездкой собрались мои друзья, друзья друзей, и почти никто не верил в успешность моей затеи. Они были уверены, что мне это будет не по плечу, я на Севере сломаюсь и вскоре вернусь. Но поскольку я в хорошем смысле авантюрист, то решил обрубить все, что у меня было там, в Харькове, и с головой нырнуть в неизведанный Сургут. Это был 1978 год, и я приехал, можно сказать, в никуда. Но я был полон решимости серьезно взяться за работу и строить карьеру по своему техническому образованию. Тем более, как я думал, ведь это край индустриальный, промышленный, кому там нужна самодеятельность и творчество?  

Я приехал из большого, культурного, развитого города в небольшой Сургут, который совсем не был похож на Эльдорадо. Можно было бы действительно испугаться, сломаться, но только я, среди всей этой внешней неблагоустроенности, вдруг увидел весь свой путь, со всеми ступеньками и людьми, что будут идти вместе со мной по этим степеням. 

Первым сургутским местом работы Якова Черняка стало крупнейшее предприятие «Обнефтегазгеология». Там он устроился в одно из подразделений, занимающихся гидравликой. На этой должности он проработал около года, и это было время, когда Север испытывал на прочность нашего героя. Он трудился упорно, ведь надо было заниматься серьезным делом, но каждый раз, возвращаясь вечером в комнатушку старой «деревяшки» по улице Южной, он понимал, что это не то, чем бы он хотел заниматься…

Первая дискотека за Уралом 

– И так сложились обстоятельства, что меня познакомили с директором ДК «Строитель» Александром Монастырским, – рассказывает Яков Семенович. – Он был очень творческим человеком, и мы быстро нашли общую тему для разговора. В конце нашего общения он мне сказал: «Я хочу, чтобы ты у меня работал». Так я и стал на половину ставки руководителем отдела политико-массовой работы, специального-то у меня образования на тот момент не было, только большая практика. 

Одним из первых моих больших сургутских проектов стала дискотека. С отрядом моих молодых единомышленников
мы создали первую за Уралом дискотечную программу «Югра». Это слово в те годы было редко употребляемым. Но дискотека наша состояла не только из танцев, там еще была зрелищная просветительская составляющая. Начиналась дискотека с показа видеоспектакля и лекционного рассказа о крупнейших музыкальных коллективах,
которые были на пике популярности в то время. Такой формат был принят сургутянами просто «на ура». В отличие от современных дискотек, которые посещают 14-15-летние дети, тогда на мероприятие приходила рабочая молодежь, и им было интересно посмотреть и послушать то, что мы для них тщательно собирали и готовили. Три раза в неделю проходили эти дисковечера и никогда не были пустыми. И музыка, и цветомузыка, и видеоряды, и слайды – это был очень достойный уровень. Уже через год мы начали участвовать с нашими видеоспектаклями в конкурсах. Возили нашу дискотеку в Тюмень, Ханты-Мансийск, и она пользовалась большим успехом. 

Через год родился еще один интересный проект. Слушая радиостанцию «Юность», на которой часто транслировали
песни известного барда Бориса Вахнюка, воспевающего трудовой подвиг и Север, мне пришла в голову идея видеоспектакля о нефтяниках, людях труда. Так появился проект «Чудо 20 века», это была историческая разверстка с цитатами Ивана Губкина, фотослайдами, видеопроекциями, песнями Владимира Высоцкого и Вахнюка, связанные с Севером и подвигом людей. Это было достойное зрелище, которое мы повезли сначала в  округ, портом в область, и везде оно имело успех, потому что находило живой отклик в сердцах людей. С этим проектом мы попали на Всероссийский конкурс и стали лауреатами, а потом завоевали победу и на Всесоюзном конкурсе дискотек. Там было много достойных и сильных конкурентов, но подвиг человека через дискотечную подачу сделали только мы. И это было неожиданно, эмоционально и очень красиво. Да и для идеологического государства эта программа была и качественная, и правильная. Мы даже вошли в пятерку лучших дискотек страны и получили статус экспериментальной дискотеки ЦК ВЛКСМ. 

Интересные были времена, насыщенные! Рафаил и Нина Карасевы, создатели замечательных коллективов «Сургут» и «Росинка», Александр Монастырский, Гарри Казаченко, Александр Богатырев и другие талантливые люди, мы все были молоды и творили, мы были костяком ДК «Строитель».

Новый творческий этап 

Яков Черняк, несмотря на обещание себе заняться на Севере «серьезными» де- лами, полностью погрузился в творчество и поскольку уже решил, что заниматься будет и в дальнейшем именно этим, то перед ним встал вопрос о получении профессионального образования. Он поступил в Московский государственный институт культуры и успешно закончил факультет режиссуры массовых зрелищ. 

– У меня были хорошие педагоги, режиссеры, которые ставили все мероприятия, начиная от уличных праздников и заканчивая московской Олимпиадой, – делится воспоминаниями Яков Семенович. – После пяти лет работы в одном очаге культуры, понял, что хочу новых творческих проектов, которым нужна другая база для реализации. К этому времени я режиссировал все мероприятия города и округа, ставил программы и в Тюмени, и в Москве, и за границей.

В 1985 году мне предложили возглавить ДК «Нефтяник», вот там-то и начался мой новый творческий этап. Мы создали много  новых проектов, изменили творческую атмосферу. Главное, что мне хотелось сделать, – быть полезным для сотрудников Сургутнефтегаза, ведь нефтяники – это огромный коллектив, который уезжал засветло и возвращался поздно вечером, и они не успевали попасть на мероприятия, им просто было некогда. И это меня очень смущало и озадачивало. Тогда мы создали программу «Вахта». В шесть утра уходили автобусы на промыслы, вместе с рабочими в автобусы садились девушки из ДК «Нефтяник» и рассказывали о новостях страны, городских событиях и прочем. Потом мы пошли дальше и запустили в работу программу «Перерыв». Концертные бригады выезжали к нефтяникам в обеденный перерыв, и пока люди кушали, наши артисты им пели, танце- вали, читали стихи. Не скажу, что этим мы совершили какое-то открытие, но мы со- вершили поворот культуры к рабочему че- ловеку. Были и другие программы, которые системно участвовали в жизни нефтяников. За это мы получили звание лучшего «не- фтяного» Дворца культуры. Это было время первых конкурсов КВН, первых театраль- ных проектов и новелл, которые были запу- щены в жизнь. Многие творческие люди нашего города прошли эту школу, среди которых, при всем глубоком уважении к другим, не могу не назвать особо дорогие для меня имена – Александр Уржумов, Татьяна и Виктор Ипатовы, Александр Сафонов. 

Хочется также отметить и тот факт, что я продолжал работу с детьми. Как и прежде, летом я становился начальником пионервожатых в детском пионерском лагере в Крыму, наш лагерь располагался между Алуштой и Ялтой и назывался «Огонек». Каждый год туда заезжало порядка 300 детей, а вожатыми у нас были студенты Московского института культуры. Совместно мы устраивали детям удивительные, незабываемые каникулы. 

Культуру надо было брать в свои руки 

Почти пять лет отработал Яков Черняк в ДК «Нефтяник», в 1989 году его пригласили в горисполком и предложили возглавить отдел культуры, тогда как раз уехала предыдущий его начальник Софья Липявко. 

– Мне нравилось в «Нефтянике», – рассказывает Яков Семенович, – и я долго размышлял, сначала отказывался, но в конце концов дал согласие. Начались мои чиновничьи будни. Сразу появилась необходимость выстроить некой систему управления и строительства культурной инфраструктуры города. Изначально мы трудились малым коллективом – Людмила Сахно, Антонина Минакова, Ирина Сердюкова, Любовь Слюсарь, Наталья Джуджома. Объем работы был колоссальный, начиная от всех городских праздников и культурных мероприятий и заканчивая служебными бумажными обязанностями. Стал чувствовать, что нашими силами всего не охватишь – нужен полноценный структурированный коллектив. И началось строительство структуры управления, при поддержке тогдашнего мэра Сургута Александра Сидорова стали появляться новые направления, такие как библиотечное дело, появился ИКЦ «Старый Сургут», реализовывался авторский проект удивительной, умнейшей женщины Екатерины Лоншаковой – Школа русской культуры, которая теперь стала колледжем. Поднимался Сургутский музыкально-драматический театр с Тамарой Лычкатой, филармония, коллективы которой были удержаны и сохранены во времена реконструкции и строительства благодаря руководству Ванды Чернышевской. Не могу не вспомнить Татьяну Когут, которая держала на высоте ДК «Строитель», а ее задумка – хореографическая школа – сейчас стала самостоятельным учреждением. Светлана Круглова, которая создавала Художественный музей, а сейчас ведет уникальные проекты федерального уровня, такие как «Карикатурум», «Путешествие в Ях». Марина Селянина, которая развивала Краеведческий музей, а проект «60-я параллель», а одноименный журнал, которым занималась Юлия Неруш, галерея искусств «Стерх» с Ларисой Гуровой во главе, парк и его директор Валентина Кочетыгова, великолепные уличные массовые представления Олега Бойко, большой и удивительный специалист библиотечного дела Надежда Жукова, опытнейший директор ДК «Нефтяник» Анатолий Анфимов, в самостоятельное плавание отправился новый профессиональный коллектив – Театр актера и куклы «Петрушка» под руководством Алены Блиновой… Можно еще много называть имен талантливых людей и состоявшихся проектов очень высокого уровня – газетных возможностей не хватит, чтобы всех их упомянуть, хотя я помню обо всех и безмерно благодарю всех единомышленников! Вся эта история называется создание культурной инфраструктуры города, которая выросла очень быстро благодаря всем нам. Я считаю Сургут не только центром топливно-энергетического комплекса, но и центром культурной жизни нашего края. Я много где побывал, многое видел и могу с уверенностью сказать: наш город уникален, и мы все вносим в его развитие свою лепту.

Возврат к списку

© 2017. Все права защищены. Сургутская филармония
628408, ХМАО-Югра, Тюменская обл., г. Сургут, ул. Энгельса, 18
Яндекс.Метрика

Обслуживание сайта —
Интернет-лаборатория «Делиссимо»