Ослик с морковкой, или как сохранить «сумасшедшинку»

В ожидании премьеры концертной программы «Приключения иностранцев в России», которая состоится 6 ноября на сцене Сургутской филармонии, мы созвонились с руководителем новосибирского «Вокального ансамбля Павла Шаромова» – собственно Павлом Шаромовым, дабы побеседовать о музыке, географии и роли морковки в процессе мотивации.

– Павел Вениаминович, как бы Вы определили роль Шаромова в «Вокальном ансамбле Шаромова» – диктатор, просвещённый монарх, царь-батюшка или атаман поющей банды?

– Скорее, последнее. С моей стороны никого диктата нет, – принцип существования в ансамбле вполне демократический. И потом, мы стараемся жить весело. Так что, наверное, больше похожи на банду. Что касается «не демократичного» названия, то в свое время в Новосибирской филармонии нам сказали: «Не ломайте головы, для всех вы уже давно «Вокальный ансамбль Шаромова». Так и осталось. 

– Вы гастролируете по всему миру. На сайте Новосибирской филармонии есть информация даже об эксклюзивных концертах для королевских особ. Кстати, что кроется за этой таинственной формулировкой?

– Несколько лет назад мы выступали по личному приглашению потомков наследной императорской семьи Гогенцоллерн. Скажем, если в Германии восстановят монархию, то править будут они. Глава семейства, ныне уже покойный, бывший большим поклонником русской духовной музыки и супругом внучатой племянницы Николая II, пригласил нас дать приватный концерт в своей семейной вотчине – замке Гогенцоллерн. Так что был у ансамбля и такой опыт. 

– Концерт «Приключения иностранцев в России» основан на вашей же концертной программе «АВВАмания». В своих интервью Вы не раз называли эту программу знаковой для себя. С чем это связано? 

– Программа «АВВАмания» – одна из самых успешных в нашем репертуаре наряду с «Поездом на Чаттанугу» на музыку Гленна Миллера и программой «Майкл Джексон – легенда». Почему знаковая?! Репертуар АВВА – это уникальная, качественная музыка, которая в своё время полностью изменила само понятие поп-музыки в мировой культуре. От банальных песен люди вышли на великолепные композиторские и поэтические работы. И потом, на этой музыке выросло не одно поколение людей. И мне вдвойне приятно, что на наши концерты приходит молодёжь, которая затем, впечатлившись, открывает для себя и оригиналы этих песен. То есть, даже люди не знакомые с творчеством группы АВВА заражаются очарованием их музыки. 

– В репертуаре коллектива уживаются средневековые немецкие мадригалы, церковные песни американских негров и «В траве сидел кузнечик»… Каких ещё сюрпризов ждать от ансамбля Павла Шаромова – фламенко, тирольского йодля, португальского фаду?

– Что касается йодля, то мы прикасались и к этому варианту музыки. В одно время нам были интересны тирольские трели. Но в этом сезоне мы решили сделать программу, посвящённую творчеству советских вокально-инструментальных ансамблей. Те же «Самоцветы», «Сябры», «Цветы» Стаса Намина – всё это необъятный репертуар, который очень любопытно сегодня сыграть и спеть по новому. Часть номеров мы сделаем впятером акапельно, для остальных пригласим аккомпанирующий ансамбль. Есть желание что-то придумать в связи с приближением 90-летия основателя стиля рок-н-ролл Чака Берри. А вообще идеи новых, любопытных проектов возникают постоянно. 

– В Сургуте Вы плотно сотрудничаете с хоровой капеллой «Светилен», в Ханты-Мансийске – с оркестром концертного центра «Югра-Классик», работаете с биг-бэндом Карагандинской филармонии, руководите русским хором в Анкоридже на Аляске и так далее. Вас можно назвать этаким музыкальным космополитом или даже авантюристом.

– На самом деле, всё просто – наступает момент, когда тебе надоедает заниматься чем-то одним, например, петь только мадригалы, как это у нас было. Отсюда опыты в русской духовной музыке и далее – джаз, фольклор, рок и т.д. Мы постоянно что-то придумываем, экспериментируем. Например, по поводу того же хора в Анкоридже – возникла интересная идея сделать программу к 150-летию с момента присоединения Аляски к Америке. Это же удивительно интересно! Поэтому да, авантюрная жилка, несомненно, присутствует.

– Вы и певцов в ансамбль подбираете по этой вот авантюрной жилке, некоей «сумасшедшинке»?

– В том числе. Но прежде всего, по вокальным данным – умению хорошо пользоваться голосом, переключаться на разные манеры, стили и самое главное – умение ассамблировать. Ибо даже самый великолепный солист, приходя в ансамбль, годами учится умению, как говорят, «дышать вместе». Это очень сложно. 

– Помимо ближайшего концерта «Приключения иностранцев в России», в марте 2017 года вы в качестве дирижёра представите в Сургуте ещё и программу «О любви на разных языках» в исполнении хоровой капеллы «Светилен»? Чем вам интересен «Светилен»?

– «Светилен» – это коллектив, у которого есть своё «лицо». Я их знаю очень давно. Это был совсем молодой хор, в котором уже чувствовался мощный потенциал. Коллектив обладает своей манерой пения, своим особым взглядом на музыку. С ребятами очень интересно работать. Каждый раз в процессе рождаются какие-то эксперименты, новые прочтения. 

– Ваше сотрудничество с Сургутской филармонией длится более семи лет. Поддерживаете ли вы мнение, что публика в нашем городе достаточно сложная?

– Любой концерт – это взаимодействие оркестра с публикой, и говорить, что в Сургуте публика сложная… Нет не сложная, просто с ней нужно искать контакт. Самая сложная публика для любого коллектива – своя, домашняя, которая знает тебя как «облупленного», и каждый раз «с прищуром» ждёт – а что он нового он сделает, а как на этот раз – в ударе или нет… 

– Кстати, об «ударе». Где Вы берёте столько энергии? И если можно, совет от Павла Шаромова – как сохранить вот эту необходимую в любой творческой работе «сумасшедшинку»?

– Энергию беру, прежде всего, в семье – на данный момент моё главное пристрастие – это моя младшая дочь Александра, которой один год и три месяца. Энергию беру в музыке, поскольку я занимаюсь делом, которое очень люблю. И я неоднократно говорил и буду говорить, что выносить на публику музыку, которая тебе не нравится, – это преступление. Для начала её необходимо полюбить. Только тогда, когда она становится твоей, и появляется некий духовный контакт с залом. 

А насчет совета по сохранению «сумасшедшинки» – это просто. Необходимо всё время придумывать для себя что-то новое – пути, формы, взгляды. Не повторяться, не идти по проторенному, «примерять» на себя всё, что вызывает интерес. Знаете старый трюк, про ослика с морковкой? Так вот, перед носом всегда должна быть такая «морковка» – просто, чтобы двигаться вперед. 

Мы используем cookie, чтобы сайт был лучше для вас.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")