Всем оставаться на своих местах!

Как не надо вести себя на концерте…

Как красиво, виртуозно, вдохновенно вчера играл Люка Дебарг на «Зеленом шуме»! Заслушаться можно! Иной раз после трудного рабочего дня в большом зале Сургутской филармонии так и клонило в сон — талантливый француз то и дело убаюкивал нежными трелями «Стейнвея»…Но не тут-то было: только замечтаешься, как коварный музыкант прерывает идиллию резким взмахом руки — вот она опускается на клавиши и обрывает все грезы. Та-дам!

Ну, ладно. Ради такого уровня исполнительского мастерства можно простить артисту, что привез в Сургут не список умиротворяющих поп-хитов («К Элизе», «Лунная соната», «Собачий вальс», вот это вот все), а программу, с которой, между прочим, практически голыми руками взял Москву на международном конкурсе имени Чайковского…

Чего нельзя простить — и, главное, кому? Как водится, претензии к нашей публике. Сургутяне уже достаточно избалованы хорошими концертами — но всякий раз ходят на них как впервые.

В общем, не стану полыхать гневом, просто перечислю некоторые рекомендации наблюдательного зрителя своим соседям по залу. Примите их просто как желание сделать мир чуточку гармоничнее.

1. Филармония — не кинозал. В кино мы приходим наблюдать за тем, что происходит на экране, — не беда, если во время созерцания хочется отвлечься на попкорн или газировку: развлекаться, так по полной! В концертный зал же идут не за развлечением: это всегда работа. На сцене работает артист, в зале работает публика. Бесспорно, работа ума, души, сердца — приятна и полезна, но, тем не менее, «попить-поесть» лучше все-таки оставить на потом. На антракт. Отделение, в конце концов, идет всего час: потерпеть вроде можно.

2. Выключите телефоны. Совсем. Перед каждым концертом красивый голос увещевает: просьба проверить телефоны, дабы не отвлекать артиста. И всякий раз что-то идет не так. Но это даже уже не возмущает. Просто поймите: в тот момент, когда у вас — да-да, конкретно у вас — звонит телефон на середине какой-нибудь сложнопостроенной сонаты, весь зал (представьте себе количество людей!) считает вас, именно вас слабоумным существом, неспособным просто взять и перевести телефон в беззвучный режим.

3. Снимайте без вспышки. А лучше — не снимайте. Люблю грозу в начале мая — но не во тьме зрительного зала же! На концертах обычно дежурят штатные фотографы заведения или из СМИ: после представления заходите в соцсети и сохраняйте себе на память отличные снимки профессионалов...

Справедливости ради надо сказать, что на концерте Люка зевсов и посейдонов вроде не было, молниями никто не разил. Снимали без вспышек.

Некоторые делали видео. Мелкая придирка: позвольте поинтересоваться, вы когда-нибудь пересматриваете концертные видео, снятые трясущейся рукой на смартфон? Каюсь, раньше и я этим грешил. Но однажды понял: запечатленные музыкальные моменты так и умирают ни разу не отсмотренными. Да, повторюсь, играет Люка виртуозно, хочется переслушать — так я даю наводку: у него совсем недавно вышел альбом, на котором представлена часть вчерашнего концерта. Слушайте на здоровье!

4. Не надо аплодисментов. Это, на первый взгляд, самый странный пункт моих придирок. Практически все недочеты растут из некоей невежливости зрителя. А тут наоборот: всю картину портит как раз вежливость. Потому что ведь если музыкант вдруг затих, перестал играть, то… надо его, наверное, поддержать, не так ли?

Не так. Прислушивайтесь к объявлениям концертных номеров. Если говорят: «Соната в четырех частях», то надо понять: это, грубо говоря, четыре песни. С тремя перерывами между ними. В этих перерывах аплодировать не стоит, потому что это цельное произведение, и артист совершенно не обидится, уверяю.

Когда надо аплодировать? На этот счет пресс-служба Сургутской филармонии нашла для нас старый добрый алгоритм: сохраните его и пользуйтесь!

5. Не мучьте детей. Ну правда. На некоторые концерты или театральные постановки приводят совсем уж малышей, которые ждут яркого представления, а вместо него получают «обязаловку» — дозу «культурки», которую, по разумению родителей, надо прививать уже с грудного возраста.

Не надо. Помнится, поучителен был пример Евгения Гришковца, который на глазах у всего зала вывел молодую маму со своего первого сургутского спектакля. С тысячей извинений — но вывел. Потому что звучать должен все-таки артист, а не его маленький зритель.

6. Не крадитесь во тьме! Финал практически любого концерта в нашем городе — это повод для отдельного раздраженного комментария. Часть публики физически не может усидеть до конца: пальто в гардеробе — как заложники; воображение рисует давку и тянущиеся отовсюду руки с номерками — поэтому самые слабонервные сбегают, не дождавшись биса или финального выхода артиста на сцену. Не надо так.

Впрочем, есть и нарушители поневоле. Представьте: после финального номера и оваций часть зрительного зала гуськом проходит к выходу, а хитрый артист ВНЕЗАПНО выходит снова, застигнув публику врасплох — и вот бис приходится слушать стоя в проходах, как бы делая ему одолжение. Да, «мы не нарочно», но… Все равно некрасиво!

Что тут можно сделать? Даю ориентир: опять-таки люстра.Покидать зрительный зал впотьмах вас никто не может принуждать: после представления обязательно зажжется свет! Ждите сигнала. До этого будьте добры: «Всем оставаться на своих местах», как говорится.

Вот, собственно, и все. Добавлю, что я ни в коем случае не считаю себя авторитетным критиком и зрителем со стажем. Все написанное — результат наблюдений обывателя, оказавшегося на потрясающем концерте, впечатление от которого оказалось малость — совсем чуть-чуть — смазанным. Давайте попробуем запомнить все эти придирки, прийти на следующее представление — и поразить всех: артистов, руководство концертного зала и, конечно, самих себя. Представляете, как будет приятно?

Мы используем cookie, чтобы сайт был лучше для вас.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")